Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ ПРАВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По правовому смыслу обязанность для родителя в обеспечении ребенка жильем, отвечающим условиям комфортного проживания, возникает только в том случае, если несовершеннолетний ребенок действительно в нем нуждается.
Домашнему обучению предложили новые правила «Это правильная мера, — считает Елена Приступа. — Потому что муниципалитет рассчитывает бюджет школы до начала учебного года, а он зависит от числа учеников. При этом дети на семейном обучении в это число не входят». Популярности такого выбора во многом способствовала пандемия коронавируса, считает депутат. Однако есть и другие причины: недовольство качеством образования в обычной школе, плохие отношения ребенка с другими учениками или педагогами, невозможность посещать ребенком школу из-за занятий спортом, частые переезды родителей. Впрочем, родители имеют право и не объяснять, почему они решили перевести ребенка на семейное образование.
Переводя ребенка на семейное образование, родители отчасти берут на себя функцию государства, позволяя федеральному бюджету экономить немалые деньги, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Было бы логичным потратить эти средства на помощь таким семьям, — полагает депутат. — Но новые поправки не предусматривают поддержку родителей, которые занимаются семейным образованием. Такое образование возможно по федеральному закону, при этом федеральный закон не гарантирует родителям компенсаций за такую работу».
«С теми странами, где существует регистрация однополых браков, которые являются участниками Римской конвенции, где истолкование позволяет заключать вторые и третьи браки, мы, безусловно, будем руководствоваться нашей Конституцией, именно российскими основами правопорядка и нравственности, и в данном случае мы эту проблему здесь решаем», – пояснил Крашенинников.
Юристы рассказали Минюсту о проблемах применения семейного законодательства
Проблемы Применения Семейного Законодательства В России Открывая встречу, А. В. Коновалов назвал главной задачей проводимого мониторинга – выявление проблем, возникающих в правоприменительной практике, а критерием оценки эффективности законов — их соответствие требованиям общества. Поэтому министр юстиции призвал всех участников в своих докладах перейти от общих оценок к конкретным предложениям по совершенствованию правовой системы, чем мы и занялись в ходе работы круглых столов и секций.
- режим имущества, приобретенного в фактическом браке, в том числе и порядок его раздела;
- режим ответственности по обязательствам фактических супругов (особенно в ситуации, когда один из них оформляет на себя кредит, предоставляя денежные средства в распоряжение другого);
- алиментные отношения фактических супругов в отношении друг друга;
- перечень имущественных прав фактических супругов и способы их защиты.
Обязанность индексировать алименты, взысканные в твердой денежной сумме, исходя из МРОТ, соответствует правовым позициям, изложенным в Определениях Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 года №841-О-О и 05 июля 2011 года №953-О-О, а также разъяснению Верховного Суда РФ, данному им в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2006 года.
Юридическими фактами в семейном праве являются реальные жизненные обстоятельства, которые в соответствии с семейным законодательством являются основанием возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений. Для юридических фактов в семейном праве специфическими признаками являются: 1) то, что они предусмотрены нормами семейного законодательства; 2) возникновение правовых последствий связано не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью – фактическим составом (например, родительские правоотношения возникают в связи с рождением ребенка и его регистрацией рождения); 3) в качестве юридических фактов, как правило, вступают состояния (родство, брак и т. д.); 4) эти юридические факты носят длящийся характер и могут неоднократно выступать как основания возникновения, изменения, прекращения семейных прав и обязанностей.
Юридические факты в семейном праве могут классифицироваться по: волевому признаку – на действия и события; срокам существования – на краткосрочные и длящиеся; правовым последствиям – на правопорождающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правопрепятствующие, правовостанавливающие. Действия – реальные жизненные факты, которые являются результатом сознательной деятельности субъектов семейного права (например, признание отцовства). События – юридически значимые обстоятельства, происходящие помимо воли людей.
В семейном праве важное значение имеют длящиеся юридические факты (состояния). Семейно-правовые состояния во многих случаях тождественны семейным правоотношениям. Другие состояния существуют независимо от семейных правоотношений, но при определенных обстоятельствах могут выступать в роли семейно-правовых юридических фактов.
Среди юридических фактов – состояний в семейном праве наиболее распространенными являются состояния родства и супружества. Родство – это кровная связь лиц, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка. Выделяют две линии родства: прямую и боковую. Прямая линия родства означает происхождение одного лица от другого и может быть: нисходящей (родители, дети, внуки) и восходящей. При боковой линии – родство основано на происхождении разных лиц от общего предка. Если дети рождаются от общих родителей, они называются полнородными, если общим является только один из родителей – неполнородными. При происхождении детей от общего отца и разных матерей они называются единокровными, от общей матери и разных отцов – единоутробными. В семейном праве полнородное и неполнородное родство имеет одинаковое значение. Для семейного и гражданского права имеет правовое значение степень родства. Степень родства – это число рождений, предшествовавших возникновению родства двух лиц, за исключением рождения их предка. Так, дедушка и внук состоят во второй степени родства. В семейном праве юридически значимым является лишь близкое родство (1-й и 2-й степени), установленное в предусмотренном законом порядке.
Развитие семейного права и законодательства
Семейные отношения вытекают из биологической природы человека, являются важнейшей частью культуры любого этноса и активно включены во все ключевые социальные и экономические процессы. С первобытных времен регулирование семейных отношений осуществлялось на основе обычаев, традиций и религиозных канонов. Развитие правового регулирования семейных отношений хотя и исходит из государственной идеологии и стоящих перед государством задач, но не может не учитывать все эти обстоятельства. В полной мере это относится и к России.
На языческой Руси обычаи устанавливали возможность создания семьи с помощью «выкупа» или «кражи» невесты. При наличии имущественных возможностей у мужчины практиковались многоженство и наложничество. Устойчивость семьи зависела от многих обстоятельств, но поскольку главой семьи был муж, крепость или распад семьи во многом зависели от его воли.
С принятием христианства (988 г.) церковь способствовала укреплению моногамного брака. Церковью были установлены правила заключения брака, права и обязанности супругов, детей, других лиц. Строго регламентировались возможность и условия для развода.
Христианство пришло из Византии (Восточной Римской империи), религиозные институты и канонические тексты также были позаимствованы из Восточной Римской империи. Интересно, что византийские правовые документы в полной мере испытали на себе влияние христианской религии и морали. Особенно глубоко проникли христианские идеи в брачно-семейное право. В свою очередь правовые тексты — эклоги представляли собой редуцированную версию Кодекса Юстиниана — вершины тысячелетнего развития античного права. Так что в определенном смысле русское брачно-семейное право генетически связано с римским, хотя права как такового Московское царство от Византии не переняло.
На Руси и впоследствии в Российской империи семейно-брачные отношения долгое время регулировались церковными, а не законодательными документами. Ни Русская Правда (1016 г.), ни Соборное уложение Алексея Михайловича (1649 г.), ни даже Свод законов Российской империи (1833 г.) не смогли полностью заменить кормчие книги и Книгу Правил Святых Апостолъ, Святых Соборов Вселенских, Поместных и Святых Отецъ. Устав духовных консисторий, утвержденный императором в 1841 г. (вторая ред. 1883 г.), регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти и т.п. в метрических книгах.
Заключение брака совершалось в церквях (венчание), другие процедуры считались недействительными. Для совершения обряда подавались документы, свидетельствующие о возможности брака. Кроме того, делалось оповещение о брачующихся и дате венчания.
В целях подтверждения возможности брака священник проводил так называемый обыск — опрашивал прихожан по поводу наличия или отсутствия препятствий к совершению венчания. Как писал К.А. Неволин, «уважалось засвидетельствование только тех людей, на показание которых можно положиться. Удостоверение их о том, что нет препятствия к совершению предполагаемого брака, излагалось письменно, обыкновенно, может быть, под самою венечною памятью, и было ими или другими, по их доверию, подписываемо».
«Брачный обыск» включал в себя восемь пунктов, обстоятельства которых священник должен был исследовать: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения); 7) согласие родителей или опекунов; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к «обыску».
При вступлении в брак от мужа на жену распространялись звание, титул. Это называлось сообщение прав состояния. Например, вступившая в брак с князем становилась княгиней. Такое состояние сохранялось и после смерти мужа, до нового замужества.
Известный историк права М.Ф. Владимирский-Буданов в конце XIX в. выделял три вида имущественных отношений супругов: 1) подчинение имущества жены праву мужа; 2) общность прав на имущество обоих супругов; 3) раздельность имущественных прав супругов. В славянском праве можно выявить все три указанных типа в последовательном историческом развитии: древнейшее время, когда личные отношения основаны на зависимости жены, в имущественных отношениях при этом нельзя отыскать ни раздельности прав супругов, ни общности их; вместе с личностью жены и имущество ее подчиняется праву мужа.
Период XIV — XVII вв. характеризуется господством общности семейного имущества в части имущества как предназначенного для заключения брака (приданое), так и приобретенного в период брака.
Однако, как отмечал К.П. Победоносцев, «у нас во всей истории с замечательной последовательностью проведено начало раздельности имуществ между супругами. Муж никогда не занимал юридически место распорядителя и владельца, хотя фактически и негласно мог присвоить себе власть над имуществом жены, как глава союза, в силу своего положения мог ее принудить, в домашней жизни, к действиям по имуществу, для нее невыгодным; но ни один из супругов не стеснялся законом в распоряжении своим имуществом без согласия другого, тем более не имел права по своей воле распоряжаться имуществом другого: оно в отношении к нему всегда было чужим имуществом».
В ст. 109 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи предусматривалось, что брак не создает общего владения имуществом. Каждый из супругов мог иметь и приобретать отдельную собственность, хотя при этом, согласно ст. 107 названного Закона, жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома.
Таким образом, в личных отношениях жена была зависима от мужа, а в имущественном плане супруги были самостоятельны и не зависели друг от друга. При этом согласно ст. 114 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи супругам было разрешено распоряжаться своим имуществом самостоятельно без согласия другого супруга. Выражаясь современным языком, закон на первый взгляд порождал конфликт интересов, однако, учитывая историю вопроса, можно говорить о постепенном выравнивании прав мужа и жены. Однако для этого должно пройти много времени и произойти много событий, в том числе и правовых. Многие цивилисты обоснованно критиковали данное положение. Так, А.И. Загоровский отмечал, что «система раздельности имуществ супругов не может быть оправдана ни существом брака, ни практическими потребностями, ни историческим развитием рассматриваемого института. Брак есть возможно полное общение жизни супругов; между тем при системе раздельности муж и жена — люди чужие друг другу».
Кроме того, ст. 117 ч. 1 т. X Свода законов разрешала супругам вступать между собой в обязательственные отношения. Вопрос об обязательствах между супругами вызывал споры еще при Екатерине II, и в 1763 г. Сенат решил, что продажа имений женой мужу недопустима, поскольку жена, как находящаяся под властью мужа, на «даче ему купчей против воли его спорить не может». Однако в 1825 г. «комиссия законов, рассуждая по тому же вопросу, не нашла запрета совершать продажи имений от жены мужу» и «принцип свободы сделок между супругами восторжествовал».
Литература по семейному праву
По семейному праву опубликовано достаточно большое количество работ. Полагаем возможным выделить наиболее значительные, с нашей точки зрения, труды.
Основой для развития науки семейного права как в России, так и за рубежом послужило частное право Древнего Рима. В связи с этим при изучении курса прежде всего необходимо обратиться к работам В.М. Хвостова «Система римского права. Семейное право. Наследственное право» (1883), С.А. Муромцева «Гражданское право Древнего Рима» (1909), «Римское частное право» (под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского (1948)).
Наибольший вклад в формирование науки отечественного семейного права, безусловно, внес известнейший дореволюционный российский цивилист А.И. Загоровский, создавший непревзойденный и по сей день труд «Курс семейного права» (1909). Из произведений, написанных до 1917 г., следует также обратить внимание на «Исследования по русскому праву семейному и наследственному» И.Г. Оршанского (1877), «Очерк юридических отношений, возникающих из семейного союза» К. Кавелина (1884), «Об отношениях супругов по имуществу» А.Ф. Казимира (1884), «О брачном союзе, расторжении брака, власти родителей и проч.» А.З. Соколовского (1889), «Личное и имущественное положение замужней женщины в гражданском праве» В.И. Синайского (1910).
Нельзя также не упомянуть о работах К.П. Победоносцева «Курс гражданского права» в трех томах (1896), Н.С. Суворова «Учебник церковного права» (1908), В.И. Сергеевича «Лекции и исследования по древней истории русского права» (1910), Ю.С. Гамбарова «Гражданское право» (1911), Г.Ф. Шершеневича «Учебник русского гражданского права» (1911), Д.И. Мейера «Русское гражданское право» (1914), И.А. Покровского «Основные проблемы гражданского права» (1917), в которых рассматривались институты семейного права в контексте науки гражданского права, поскольку традиционно семейное право считалось составляющей гражданского права.
Немалую лепту в развитие семейного права в России внесли советские ученые. Из трудов советского периода можно выделить «Советское семейное право» Г.М. Свердлова (1951), «Личные и имущественные отношения в советской семье» Н.В. Рабинович (1952), «Советское семейное право» В.А. Тархова (1963), «Семейное право» В.А. Рясенцева (1967), «Основы законодательства о браке и семье» А.И. Пергамент (1969), «Семейные правоотношения в СССР» Е.М. Ворожейкина (1972), «Имущество супругов» В.П. Никитиной (1975), «Законодательство о браке и семье: практика применения, некоторые вопросы теории» В.П. Шахматова (1981), «Советское семейное право» Г.К. Матвеева (1985), «Вопросы советского семейного права в судебной практике» А.М. Беляковой (1989), коллективную монографию «Законодательство о браке и семье и практика его применения (к 20-летию Основ и КоБС РСФСР)» (под ред. Л.М. Звягинцевой, Л.Г. Кузнецовой, Г.И. Стрельниковой, Н.И. Масленниковой и Б.Н. Мезрина (1989)).
Из современной литературы по данной тематике следует выделить «Семейное право: Учебник» М.В. Антокольской (2013), «Семейное право: Учебник для академического бакалавриата» А.М. Нечаевой (2014), «Семейное право» Л.Н. Пчелинцевой (2014), статью Л.Ю. Михеевой «Развитие кодификации российского семейного права» в книге «Кодификация российского частного права 2017» (под ред. П.В. Крашенинникова (2017)).
Особого внимания заслуживают комментарии к кодифицированным актам по семейному праву, в частности в советский период — комментарии к Кодексу РСФСР о браке и семье, а с 1996 г. — комментарии к Семейному кодексу РФ. В их числе Комментарий к Кодексу о браке и семье (под ред. Н.А. Осетрова (1982)), Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебнопрактический) (под ред. И.М. Кузнецовой (2002)), Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации Л.М. Пчелинцевой (2011), Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» (под ред. П.В. Крашенинникова (2012)).
Безусловный интерес вызывают и современные работы, посвященные отдельным институтам семейного права, в частности «Опека и попечительство: теория и практика» Л.Ю. Михеевой (под ред. Р.П. Мананковой (2004)), «Правоотношения собственности супругов» А.В. Слепаковой (2005),
«Алиментные обязательства и обязанности членов семьи: Практическое пособие» Л.В. Тихомировой (под ред. М.Ю. Тихомирова) (2011), «Алиментные права и обязанности членов семьи: Практическое пособие» М.Ю. Тихомирова (2011), «Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Монография» Т.Е. Борисовой (2012).
И разумеется, нельзя не упомянуть о произведениях разных лет, посвященных зарубежному и международному семейному праву. В их числе: «Вопросы брака и развода в международном частном праве» Н.В. Орловой (1960), «Брак и семья в международном частном праве» (1966), «Международная защита прав и интересов детей» И.К. Городецкой (1973), «Брак и развод в буржуазном семейном праве» О.А. Хазовой (1988), «Семейные отношения в международном частном праве» Н.А. Шебановой (1995), «Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты» (под ред. В.В. Залесского (2004)), «Семейное право на рубеже XX — XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции» (2011), «Брачный договор в Российской Федерации, других государствах — участниках Содружества Независимых Государств и Балтии: Учебно-практическое пособие» А.Н. Левушкина (2012), «Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование» Л.А. Смолиной и Я.В. Задесенской (2014).
Как оформляется развод
Расторжение брака – весьма долгая и сложная процедура. Развестись в этом государстве можно лишь в том случае, если семья просуществовала не меньше одного года.
Для расторжения брака люди обращаются в суд за разрешением. Рассмотрение дела о разводе стоит 410 фунтов стерлингов. Судебные исполнители предоставляют молодым срок в 21 день для отклонения заявления по поводу развода. Если же по истечении этого срока молодые не отклонили заявление, то оно передаётся на рассмотрение.
После рассмотрения молодым выдаётся постановление о расторжении брака, которое называется decree nisi.
После получения этого документа должно пройти минимум 6 недель для того, чтобы подавать заявление на развод в последнюю инстанцию суда.
Для утверждения решения относительно разрыва отношений должны быть веские причины:
- измена;
- неразумное поведение;
- отсутствие в семье более двух лет;
- раздельное введение хозяйства более пяти лет (в этом случае письменное согласие на развод не требуется);
- раздельное проживание на протяжении двух лет (в этом случае от второго партнёра потребуется письменное согласие на развод).
Предсвадебная подготовка
Гражданская церемония должна проходить в мэрии населенного пункта, где зарегистрированы вы или ваш будущий супруг (а). С 2013 года можно оформить брак и по месту регистрации одного из родителей молодоженов. Найти адрес и другие контакты удобной для вас мэрии можно в Интернете.
Если вы запланировали церемонию в уютном пригороде, учтите: большинство провинциальных мэрий настолько малы, что при них есть лишь один регистратор и график его работы весьма причудлив.
Французское законодательство очень серьезно подходит к вопросам моногамии. Вы должны подтвердить, что свободны от брачных обязательств перед другими людьми. Это часто подразумевает собеседование в муниципалитете (с женихом и невестой вместе либо по отдельности).
Затем мэрия опубликует специальный документ, который официально подтверждает ваше намерение вступить в брак. Это нужно, чтобы любой человек, знающий о существовании юридического препятствия свадьбе (например, что вы не разведены), мог уведомить о нем регистратора.
Если один из вас или вы оба не французы, подготовительный период занимает минимум четыре недели. А значит, зарегистрироваться по душевному порыву не выйдет — дата выбирается заблаговременно.
Немцы относятся к браку весьма скрупулезно, приветствуется светская форма заключения брака. На территории Германии действует семейное право, имеется семейный кодекс.
Брачный возраст наступает не только после достижения гражданином 18 лет, но и при установлении его дееспособности. Кроме того, брак разрешен также и с 16 лет, при условии, что один из супругов является совершеннолетним.
Брак в Германии запрещен между близкими родственниками, лицами уже вступившими в брак, а также усыновителями и усыновленными.
Обычным делом является помолвка, в случае расторжения которой, родственники имеют право потребовать возвращения полученных подарков.
Брак заключается в муниципалитете после подачи заявления от желающих официально оформить свои отношения. Заключение брака должно быть подтверждено несколькими свидетелями. Гражданский брак в Германии не приветствуется. Кроме того, существует такое понятие, как недействительный брак, под которым понимается нарушения одного из вышеперечисленных запретов, либо признание брака фиктивным.
Имущество считается совместной собственностью, при условии, что иное не предусмотрено брачным договором.
Однополые браки разрешены, но особого распространения не получили.
Осуществление семейных прав
Осуществление семейных прав – реализация юридических возможностей, мер возможного поведения, предоставленных обладателю субъективного семейного права законом или соглашением сторон.
Граждане по своему усмотрению, своей волей и в своем интересе распоряжаются принадлежащими им семейными правами, в том числе правом на защиту этих прав (п. 1 ст. 7 СК РФ, п. 1 ст. 9 ГК РФ) путем однократных или многократных действий.
Ограничения семейных прав устанавливаются только федеральным законодательством. Пункт 4 ст. 1 СК РФ предусматривает, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
Основные понятия семейного права.
Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.
Семейные правоотношения – вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.
Брак – регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.
Брачный договор (или брачный контракт) – соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор – официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.
Гражданское право. Понятие и источники гражданского права.
Принципы семейного права имеют общеобязательное значение для всех граждан РФ. Это фундаментальные начала семейного законодательства, которые определяют суть данной отрасли. Закреплены они в статье 1 СКРФ.
Принципы семейного права — это:
- защита государством материнства, детства и отцовства;
- признание только того бракосочетания, которое было осуществлено органами ЗАГСа;
- добровольность супружества;
- равенство мужа и жены;
- взаимность при разрешении внутрисемейных конфликтов, вопросов;
- первостепенность семейной формы воспитания несовершеннолетних, обеспечение их образования, благосостояния и развития, защита прав, свобод и интересов детей и других нетрудоспособных членов семьи;
- недопустимость лишения или ограничения прав и свобод граждан в семье, за исключением тех случаев, которые предусмотрены законом для охраны здоровья, нравственности, интересов и прав других членов семьи или иных людей;
- запрет на ограничение прав граждан во время бракосочетания и семейной жизни в связи с расовой, социальной, религиозной и языковой принадлежностью.
Что еще учтут: «правило нулевого дохода»
Пособие не дадут, если у родителей так называемый «нулевой доход» без уважительной причины. Для оформления выплаты взрослый член семьи должен располагать официальными доходами: иметь зарплату, пенсию, получать алименты или стипендию и пр.
Если один из супругов в течение 12 месяцев не работает (работает неофициально) и при этом не состоит на бирже труда, то в детском пособии семье откажут. Законодатели предусмотрели и перечень уважительных причин, когда «нулевой доход» разрешен и не может служить основанием для отказа в выплатах:
- нахождение в декретном отпуске до 3 лет;
- официальный статус безработного (не более 6 месяцев);
- уход за детьми в многодетной семье, за инвалидом, за родственником старше 80 лет;
- прохождение срочной службы в армии и 3-месячный период после демобилизации;
- лишение свободы или нахождение под стражей;
- статус многодетной семьи;
- очное обучение без стипендии до 23 лет;
- беременность (более 6 месяцев в расчетном периоде);
- длительная болезнь.
Религиозная правовая семья объединяет в себе мусульманскую, христианскую, иудейскую и другие конфессии. На данный момент осталось не так много стран с религиозной правовой доктриной, однако такие страны в мире существуют, в основном, к ним относят страны, преимущественно исповедующие ислам.
Ярким представителем является мусульманское право, то есть система норм, выраженных в религиозной форме на основе мусульманской религии — ислама и непосредственно правил шариата. Оно охватывает все сферы социальной жизни: семейную, бытовую, межличностную, воспитательную, политическую и другие, а не только те, которые подлежат правовому регулированию[66]. Это учение являлось универсальным по своей сути[67].
Данная правовая семья возникла в V-VIII в. на территории Аравийского полуострова. Её развитие происходило одновременно с распространением глобального арабского религиозного учения — ислам. На первоначальном этапе правоведение и вера были так тесно переплетены, что не было практически никаких различий между религиозными и правовыми нормами.
Ислам самая тесно соприкасающаяся с государством и правом религия. Данное вероучение возникло как реакция родоплеменной знати на начавшийся в то время процесс разложения родоплеменных отношений, выделения имущественных различий и начала феодальной раздробленности, для того, чтобы удержать в подчинении и консолидировать разрозненные арабские племена[68].
Нормой права в мусульманской правовой системе является правило, адресованное верующим Аллахом, а источниками права — богословские книги: Коран, Сунна, Кияс, Иджма, Фетва.
Однако, следует отметить, что не все нормы мусульманского права связаны с религиозными книгами и имеют божественное происхождения. Существуют также нормы, обусловленные рациональной обоснованностью и способностью развиваться. Такие нормы называются «муамалат», то есть нормы, регулирующие взаимоотношения людей.
В этой связи можно говорить о своеобразном различии и единстве правовых и не правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.
Немаловажным фактом является то, что в данной правовой семье имела место рецепция римского права, так как часть Аравийского полуострова была захвачена римлянами и подверглась влиянию романского права[69].
В современных условиях мусульманская правовая система распространена в двух типах государств. В ортодоксальных государствах, где всё право является религиозным, основным источником являются нормы шариата. К таким странам относятся ОАЭ, Саудовская Аравия, Исламская федерация Малайзия и некоторые другие.
В государствах, где религиозное право сосуществует со светским, ислам является государственной религией, но в рамках религиозного права рассматриваются такие вопросы как: отправление культа, семейное право, вопросы взаимодействия церкви и государства, тогда как всё остальное относится к компетенции светского права. Однако, в ряде стран, например, в Турции, Алжире, Ираке, Египте и некоторых других, такое разделение полномочий является условным[70].
В мусульманском праве важную роль играют нормы, разработанные богословами-правоведами в процессе толкования при ликвидации пробелов в праве.
Следует отметить, что мусульманские юристы (факихи) исходят из того, что в священных источниках имеются ответы на все вопросы и их задача сводится только к тому, чтобы найти эти ответы.
Для мусульманских юристов речь могла идти лишь о толковании, а не о создании права, но практически на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему весьма детализированного права, состоящего преимущественно из казуальных норм.
Все это привело к появлению различных школ, которые способствовали созданию множества идеологически враждующих друг с другом мусульманских течений.
Сторонники данных течений убеждают своих сторонников, что остальные течения ложны[71].
Наиболее многочисленное направление в исламе представляют сунниты (люди сунны), которые во главу угла ставят вопрос о следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям).
В дальнейшем в сунну стали включать примеры из жизни других праведных халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана, Али). Таким образом, сунниты – это те, кто следует путем пророка и его ближайших халифов.
Следует отметить, что у суннитов существуют различные школы (мазхабы), среди которых выделяются четыре основные богословско-правовые школы:
— маликитскую;
— шафиитскую;
— ханифитскую;
— ханбалитскую.
Эти школы возникли в VIII–IX вв. Однако они и сегодня не утратили своего влияния. Их основателями были известные правоведы-имамы (Абу Ханифа, Малик бану Анас, Аш-Шафия, Бану Ханбал), по именам которых школы и названы[72].
Ханифитская школа получила самое большое распространение. Основным методом толкования ханифиты признают кияс – решение правовых
вопросов по аналогии.
Кроме того, сторонники этой школы выступают за использование норм обычного права (урф) как одного из источников права. К сторонникам этого течения относятся не менее трети мусульман-суннитов. Данная школа распространена в Индии, Турции, Афганистане, Египте, Пакистане и других государствах[73].
Маликитская школа сторонники которой главными источниками права считали Коран и Сунну. Признается также кияс. Данная школа занимает приоритетные позиции в Кувейте, Марокко, Алжире, Тунисе, Бахрейне.
Шафиитская школа объединяет некоторые принципы ханифитского и маликитского мазхабов. Ее сторонники считают Коран и Сунну единым источником. Сунна и Иджма при этом рассматриваются в качестве дополнения к Корану. Кияс и Урф в качестве самостоятельных источников права не признаются, однако их применение допускается[74].
Шафиизм наиболее распространен в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании. В России часто встречается на Северном Кавказе.
Ханбалитская школа – ее сутью является возврат к порядку, существовавшему при Мухаммаде и первых его последователях. Данное время сторонники школы называют «золотым веком ислама». Все нововведения, с точки зрения данной школы, не подтвержденные Кораном, Сунной или «согласным мнением» (иджмой) первых трех поколений мусульманских юристов, вступают в противоречие с исламом. Особое влияние это течение имеет в Саудовской Аравии.
Второе по значению и числу последователей (после суннизма) направление в исламе – шиизм. На базе шиизма возник ряд самостоятельных школ: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др.
Шиизм как течение возник во второй половине VII в. среди арабских племен, поддерживавших Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али (Алиды) отстаивали особое право его потомков на посредничество между Богом и людьми. Центром шиитов был город Куфа. Впоследствии шиизм распространился в Персии (ныне Иран), где с XVI в. стал государственной религией[75].
Важнейшей причиной раскола мусульман на шиитов и суннитов явились политические разногласия, которые после смерти пророка Мухаммада привели к борьбе за власть среди сподвижников пророка. Некоторые из них считали, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Однако первым халифом был избран Абу Бакра Сиддика. Законность халифата Абу Бакра была признана и самим Али ибн Абу Талибом, который присягнул ему. После Абу Бакра Али вместе со всеми мусульманами признал следующих халифов: Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Однако, как утверждают шиитские источники, делал он это потому, что не имел достаточно сил для завоевания власти.